Управляющей подсистеме



Организация управления, как и планирование, осуществляется всеми звеньями управляющей подсистемы. Содержание функций управления определяет его организационную структуру — упорядоченную совокупность органов управления, их взамосвязей и соподчинения. Структуру характеризует степень централизации функций управления и нормы управляемости. В зависимости от особенностей связей между элементами структуры можно выделить два основных типа структур управления: линейную и функциональную. Все многообразие существующих организационных структур управления представляет различные комбинации этих двух основных типов. Сущность линейной структуры управления заключается в том, что она состоит только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы. Функциональная структура представляет собой иерархию органов управления отдельно для выполнения каждой функции на всех уровнях. Основным направлением, по которому в нашей стране шло развитие организационных структур управления, было совершенствование линейно-функциональных структур.

Основными показателями для оценки организационных структур управления являются: степень специализации управляющей подсистемы, проявляющаяся в обособлении служб по горизонтали (количество звеньев), степень централизации управления, находящая отражение в обособлении служб по вертикали (количество уровней), степень распределения полномочий, т. е. права принятия решений, число связей, возникающих в ходе функционирования системы. Чем выше специализация в подразделениях предприятия, тем большее количество служб появляется на одном уровне управления, т. е. больше звеньев системы управления. Более высокий уровень централизации функций управления способствует сокращению уровней в организационной структуре.

Финансовый менеджмент как система управления состоит из объекта управления — управляемой подсистемы и субъекта управления — управляющей подсистемы. Схематично это можно представить следующим образом (см. рис. 71):

Координация деятельности предприятия, обеспечивающая целенаправленность и ритмичность его работы, осуществляется путем формирования некоторой системы управления. Управление, понимаемое в широком смысле слова, представляет собой процесс целенаправленного, систематического и непрерывного воздействия управляющей подсистемы на управляемую с помощью так называемых общих функций управления, образующих замкнутый и бесконечно повторяющийся управленческий цикл. Обособление, взаимосвязь и взаимодействие этих функций могут быть представлены различными способами; один из достаточно распространенных вариантов представления, когда общие функции в известном смысле олицетворяются с отдельными этапами процесса управления, приведен на рис. 13.1.

Координация деятельности предприятия, обеспечивающая целенаправленность и ритмичность его работы, осуществляется путем формирования некоторой системы управления. Управление, понимаемое в широком смысле слова, представляет собой процесс целенаправленного, систематического и непрерывного воздействия управляющей подсистемы на управляемую с помощью так называемых общих функций управления, образующих замкнутый и бесконечно повторяющийся управленческий цикл. Обособление, взаимосвязь и взаимодействие этих функций могут быть представлены различными способами; один из достаточно распространенных вариантов представления, когда общие функции в известном смысле олицетворяются с отдельными этапами процесса управления, приведен на рис. 3.1.

Управление — процесс целенаправленного, систематического и непрерывного воздействия- управляющей подсистемы на управляемую с помощью так называемых общих функций управления, образующих замкнутый и бесконечно повторяющийся управленческий цикл.

Управление, понимаемое в широком смысле слова, представляет собой процесс целенаправленного, систематического и непрерывного воздействия управляющей подсистемы на управляемую с помощью так называемы? общих функций управления, образующих замкнутый и бесконечно повторяющийся управленческий цикл. Обособление, взаимосвязь и взаимодействие этих функций могут быть представлены различными способами; один из достаточно распространенных вариантов представления, когда общие функции в известном смысле олицетворяются с отдельными этапами процесса управления, приведен на рис. 1.1.

Управление — процесс целенаправленного, систематического и непрерывного воздействия управляющей подсистемы на управляемую с помощью так называемых общих функций управления, образующих замкнутый и бесконечно повторяющийся управленческий цикл.

Прямая связь характеризуется четко ориентированной направленностью - от органа управления к объектам управления -и представляет собой определенные воздействия управляющей подсистемы на управляемую. Такие воздействия должны обеспечивать полезность и эффективность функционирования объекта управления и системы управления в целом, следовать достижению поставленных целей. Последнее возможно только тогда, когда орган управления располагает достоверной и достаточной информацией о фактическом состоянии объекта управления. Наличие такой информации позволяет организовать текущий контроль за действиями органа управления, выявить возмущения, вызывающие отклонениямэтпланщого хода_ процесса, обеспечить выработку^перативных управленческих воздействий по нормализации положения, осуществить оценку (анализ) состояния системы. Информация о реакции объекта управления на управленческие воздействия органа управления, т. е. сведения, ха-

К примеру, в универмаге управляющей подсистемой является управленческий аппарат во главе с директором, а управляемой - отделы (секции). В отделе (секции) в свою очередь управляющей подсистемой будет управленческий аппарат во главе с заведующим отделом (секцией), а управляемой - продавцы. В то же время администрация (директор) универмага трансформируется из управляющей подсистемы в управляемую тогда, когда выполняет приказы (указания, распоряжения, решения), поступающие от вышестоящих органов руководства (управления торговли либо министерства торговли).

В качестве цели регулирования рынка иногда называют защиту интересов инвесторов, но такой подход к постановке цели является односторонним. Инвестор выступает одним из элементов управляющей подсистемы, выполняя только ему присущую функцию, тесно связан с другими элементами системы управления и обладает способностью взаимодействовать и интегрироваться с ними. Направленное воздействие на один из элементов системы может привести к нарушению устойчивости системы в целом, что противоречит общему правилу менеджмента: стремиться к устойчивости системы в целом, а не тех или иных ее элементов или подсистем. С этой точки зрения именно обеспечение ликвидности и устойчивости рынка ценных бумаг затрагивает интересы всех участников рынка и государства. Защиту интересов инвесторов можно считать тактической задачей, обусловленной тем, что в настоящее время многие инвесторы находятся в более уязвимом положении по сравнению с эмитентами, регистраторами, посредниками, что связано со специфическими процессами становления рынка.


В вертикально-интегрированных системах нефтяной отрасли, в которых стратегические функции управления решает специально созданная управляющая компания, наметилась тенденция лишать НПЗ собственной нефти и преобразовывать его в цех по переработки нефти. Это позволяет отказаться НПЗ от прямого калькулирования себестоимости нефтепродуктов и передать эту функцию управляющей подсистеме, которая осуществляет переработку нефтепродуктов на давальчсских условиях. Причем указанная схема применима и без лишения НПЗ статуса юридического лица.

Совершенствование структуры управления связано с обеспечением роста производительности труда. Повышение производительности труда в управляющей подсистеме связано с двумя основными направлениями: высвобождением численности работников аппарата управления и повы -шением единичной производительности управленческого труда конкретных работников в сфере управления производством. •

В настоящее время в России эти задачи выполняются частично. Ввиду недостаточного развития института профессиональных участников рынка ценных бумаг, отсутствия традиций и устоявшихся методов работы, основную роль в управляющей подсистеме регулирования рынка ценных бумаг играют государственные органы. Указом Президента РФ "О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации" от 4 ноября 1994 г. функция главного координирующего органа передана Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ (ныне Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг — ФКЦБ России).

Внешняя среда оказывает на производственную систему непрерывные изменяющиеся во времени воздействия (стрелка 10). Поэтому для поддержания устойчивого состояния системы управляющая подсистема должна своевременно оказывать необходимые воздействия на управляемую подсистему. Однако колебания во внешней среде могут сильно изменить состояние производственной системы. Поэтому управляющей подсистеме всегда необходимо учитывать три обстоятельства:

1) для того чтобы вернуть систему в прежнее состояние управляющей подсистеме необходимо будет время для принятия решений (время затрачивается на добычу информации, ее обработку, анализ и, собственно, выработку управленческого решения) и оказания управляющего воздействия, а за это время во внешней среде могут произойти еще некоторые изменения, в результате чего система может не успеть вернуться в первоначальное состояние;

3) у системы могут измениться цели, и поэтому управляющей подсистеме необходимо будет перевести ее в новое желаемое состояние, на что могут

Поэтому управляющей подсистеме необходимо улавливать сигналы, поступающие к ней по каналам из внешней среды (стрелки 3,4), для того, чтобы заранее подготовить всю систему к ожидаемым ею в будущем изменениям. Для этого система в программе управления должна иметь специальный метод разработки управленческих решений, учитывающий будущие изменения во внешней среде. Таким методом для организации выступает стратегическое планирование.

В управляющей подсистеме при управлении персоналом широко применяются новые технические средства: копировальные устройства со встроенными микроЭВМ (для копирования и рассылки документов), информационные базы данных для хранения различных текстов, телекоммуникационные внутрифирменные сети, фотонаборная и диктофонная техника и т.п.

2) по принадлежности к подсистеме системы менеджмента — информация по целевой подсистеме, научному обоснованию системы, экономике менеджмента, управляемой и обеспечивающей подсистемам, внешней среде системы, управляющей подсистеме;

К управляющей подсистеме относятся все элементы и подсистемы, обеспечивающие процесс управления, т.е. процесс целенаправленного воздействия на коллективы людей и ресурсы управляемой подсистемы. Субъект управления — это звено или часть системы управления, которые воздействуют на объект управления. Одним из критериев выделения субъекта управления является управленческое решение. Оно может приниматься единолично мене-

это привело к разделению труда и в управляющей подсистеме, поскольку принятие управленческих решений оказалось очень сложным процессом, требующим учета множества факторов. Все эти факторы тесно взаимосвязаны друг с другом. Для того чтобы управление в таких условиях было возможным, необходимо наличие квалифицированных специалистов. Не случайно менеджмент в настоящее время осмысляется как особая профессия. Существует определенный объем знаний, которыми с современной точки зрения должен обладать менеджер; ему предписываются особые функции; существует особый набор норм поведения, которые предписываются. Все эти признаки указывают на то, что менеджмент — это особая сфера деятельности, очень четко отграниченная от других сфер.


Ухудшение экономических Ухудшение положения Ужесточение государственного Указывается назначение Указывает направление Указывают количество Указанием исполнителей Участников дискуссии Указанный показатель Указанные мероприятия Указанные обстоятельства Указанные показатели Указанных документов вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика