Статистике перевозок



Третий раздел учебника — «Статистика государственных финансов» — посвящен статистике государственных финансов. Здесь определены задачи статистики в данной области, раскрыта роль составляющих статистики государственных финансов в формировании и использовании бюджетов различных уровней.

Важную роль в статистике государственных финансов играют Минфин РФ и его органы на местах.

Учитывая важность своевременного информирования широкого круга специалистов и научной общественности о важнейших вопросах теории и практики статистики в условиях ее реформирования, коренного улучшения процесса обучения и повышения квалификации работников учета и статистики, в 1996 г. Госкомстат РФ издал «Статистический словарь». В нем разъясняется более 2600 терминов и понятий, относящихся к общим основам теории статистики, математической, макроэкономической статистике, а также к: статистике финансов, кредита и страхования, статистике государственных и коммерческих банков, статистике цен и инфляции, статистике товарных, фондовых и валютных бирж, системе национальных счетов и др.

В мировой статистической практике на сегодняшний день существует ряд стандартов: по бухгалтерскому учету, международной торговле, денежно-кредитной статистике, статистике платежного баланса, статистике государственных финансов, национальным счетам.

При подготовке материалов для представления в МВФ используются международные методические рекомендации по составлению системы национальных счетов, разработке платежного баланса, статистике государственных финансов, денежно-кредитной статистике, статистике финансов и др. (табл. 2.1).

«Руководство по статистике государственных 1996 МВФ

Согласно действующему Международному стандарту по статистике государственных финансов учет финансовых потоков, возникающих в результате операций, осуществляемых органами государственного управления с институциональными единицами других секторов экономики, производится на кассовой основе, тогда как в СНС это происходит на основе начисленных сумм (т.е. в момент возникновения дебиторской и кредиторской задолженности).

Чистое кредитование в статистике государственных финансов объединяется с расходами и выступает как фактор, определяющий размер бюджетного дефицита. Это обстоятельство было учтено при разработке классификации расходов государственного бюджета, введенной в 1995 г.

Рис. 6.9. Классификация операций финансирования по типу кредитора в статистике государственных финансов

Кроме того, в международной статистике государственных финансов операции финансирования государственного бюджета классифицируются по типу долгового обязательства, что позволяет получить информацию о способах финансирования дефицита государственного бюджета либо распределения образовавшихся финансовых ресурсов при превышении доходов над расходами. В этом случае во внутреннем и внешнем финансировании, составляющих общее финансирование, выделены следующие позиции: долгосрочные облигации (свыше года); краткосрочные облигации и векселя (до года); долгосрочные ссуды, не отнесенные к другим категориям; краткосрочные ссуды и авансы, не отнесенные к другим категориям; прочие обязательства; изменения в объемах наличных денежных средств, депозитов и ценных бумаг, предназначенных для управления ликвидностью.

1. Руководство по статистике государственных финансов: Пер. с англ. // Международный валютный фонд, 1985.


ДВАДЦАТИФУТОВЫЙ ЭКВИВАЛЕНТ, ДФЭ (Twenty-foot Equivalent Unit, TEU) — условно-натуральная ед измерения парка контейнеров и контейнерных перевозок, за которую принят стандартный интермодальный контейнер ИСО размерами 20 х х 8 х 8 футов (6058 х 2438 х 2438 мм) типа ICC ДФЭ (TEU) — наиболее распространенная ед измерения грузооборота портов, контейнерных терминалов, грузовместимости судов-контейнеровозов В статистике перевозок грузов контейнер ИСО типа IA принимается за 2 ДФЭ, контейнер ID — за 0,5 ДФЭ и т д В ДФЭ может также планироваться работа агента, осуществляющего букировку (квота грузовместимости транспортного средства, доходная ставка в расчете на ДФЭ) В отечественной литературе ДФЭ иногда называется "условный контейнер TEU"

КАТЕГОРИЯ СКОРОСТИ, режим скорости (speed class) — применяемый на ж -д и водном транспорте термин, обозначающий темп транспортирования груза К с определяется транспортной характеристикой груза, его ценностью и видом отправки К с — один из признаков группировки в статистике перевозок грузов Различают большую, пассажирскую и грузовую скорости Ускоренное продвижение грузов, принятых к перевозке большой скоростью, достигается орг-цией ускоренных грузовых поездов, пассажирской — внеочередной постановкой грузовых вагонов в пассажирские поезда Грузовая скорость (км/сутки) составляет для мелких отправок — 180, для вагонных отправок — 330, для маршрутных отправок — 550 Большой скоростью перевозятся в основном грузы скоропортящиеся и живность Величина большой скорости зависит от категории отправки, типа вагона и т д и составляет 330—660 км/сутки Большая скорость при перевозке живности маршрутными отправками составляет 430 км/ сутки, вагонными и групповыми отправками — 360 км/сутки Большая скорость для мелких отправок составляет 330 км/ сутки К с для нек-рых грузов определяется грузоотправителем и указывается в пе-

КОЭФФИЦИЕНТ ВЫПЛАТ ПО ПРЕТЕНЗИЯМ И ИСКАМ (claim ratio) — отношение общей суммы выплат по претензиям и искам за утрату груза, повреждение груза к сумме доходов транспортного предприятия от перевозок (за год), данный показатель применяется, напр , в статистике перевозок грузов в США На железных дорогах США в 1980 г К в по п и и составил 0,0108 (т е 1,08% от суммы доходов), на автомобильном грузовом транспорте — 0,014 (1979) Однако косвенные потери перевозчиков, включая упущенную выгоду и потерю имиджа, значительно превышают прямые потери и составляют, по оценкам, от 2 до 5 долл на каждый доллар убытков, понесенных в связи с выплатой возмещений по претензиям и искам См также Несохранная перевозка

МОМЕНТ УЧЕТА ПЕРЕВОЗОК (carnage timing, reference time) — время, которое является отправным в статистике перевозок грузов как по моменту начала их совершения (отправления), так и по моменту окончания (прибытия) Момент отправления — время, начиная с которого перевозчик принимает на себя ответственность за сохранность груза и обязательство перевозки его до места назначения в установленный срок Момент прибытия позволяет учесть такие факторы, как переадресовка и задержка доставки -См также Перевозочные документы

ОТПРАВКА (shipment, package) —1) ед наблюдения перевозок грузов, представляющая собой партию груза, принятую к перевозке по одному перевозочному документу от конкретного грузоотправителя конкретному грузополучателю В юридическом смысле О в процессе транспортирования является неделимой В установленном порядке могут быть произведены ее переадресовка и реконсигнация Различаются след виды О вагонная О, групповая О , маршрутная О , мелкая О , многоместная О , одноместная О , поездная О , укрупненная О , контейнерная О , судовая О и др В статистике перевозок грузов по каждой О учитываются также категория скорости, род груза (в соответствии с Единой тарифно-статистической номенклатурой грузов), провозная плата и т д В 1995 г (данные за январь—май) ср масса О , перевозимой в России ж -д транспортом, составляла 56,4 т, водным — 737 т, автомобильным — 12 т, воздушным — 1,3т Разукрупнение О допускается лишь в случаях, предусмотренных правилами перевозок, 2) заказное отправление, пересылаемое по одной авиагрузовой накладной См также Досылка, Консолидация, Момент учета перевозок

АТП обеспечивает доставку грузов с транспортно-экспедиционным обслуживанием от одного грузоотправителя всем грузополучателям или одному грузополучателю от всех грузоотправителей, завоз грузов на терминалы (развоз с терминалов), регулярные междугородные перевозки, нек-рые виды перевозок, выполняемые ведомственным грузовым автотранспортом (строительные, с -х и др грузы) См также Централизованная доставка ПЕРЕВОЗОЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, грузовые документы, транспортные документы (documents of carnage, shipping documents) — документы первичного учета, используемые в статистике перевозок грузов, нек-рые из которых сопровождают груз в пути следования и являются доказательством наличия договора перевозки, др используются для фиксации отдельных операций, производимых над грузом в процессе доставки В соответствии со ст 785 ГК РФ заключение договора перевозки грузов подтверждается составлением и выдачей грузоотправителю накладной, коносамента или иного документа, предусмотренного соответствующим трансп уставом или кодексом Ниже рассмотрены нек-рые П д , применяемые на ж -д , водном, автомобильном и воздушном транспорте Накладная составляется грузоотправителем на каждую отправку груза В ней указываются станции отправления и назначения, грузоотправитель и грузополучатель, род и масса груза, провозная плата и др реквизиты Дорожная ведомость состоит из трех частей собственно дорожной ведомости, копии (корешок дорожной ведомости) и квитанции в приеме груза к перевозке Корешок остается на станции отправления, квитанции выдается отправителю с целью удостоверения факта приема от него груза для перевозки и получения с него провозной платы, а дорожная ведомость следует вместе с грузом до станции назначения Содержит все показатели накладной На оборотной стороне ведомости предусмотрена отметка о пунктах перехода груза с одной железной дороги на др Копия (корешок) дорожной ведомости используется для учета погрузки и перевозок грузов по моменту отправления, а дорожная ведомость — по моменту прибытия, а также для учета выполненной тонно-километровой работы Передаточная ведомость — документ, которым оформляется перевалка груза ж -д транспорта на водный или обратно В ней указываются номера отправок, номера ваго-

ПРОДУКЦИЯ ТРАНСПОРТА, транспортные услуги (unit of traffic carried, transport services) — показатель статистики транспорта, характеризующий перевозки пассажиров и грузов, имеет ден и условно-натуральную форму П т валовая в ден измерении — доходы транспортного предприятия от перевозок П т чистая — те же доходы за вычетом материальных затрат (исчисляется только по перевозкам грузов) П т в условно-натуральном выражении — выполненные тонно-километры и пассажиро-километры В статистике перевозок грузов используется также понятие приведенной П т , измеряемой тонно-километрами приведенными На ж -д транспорте для отдельных же гезных дорог приведенная П т определяется суммированием тонно-километров тарифных и

РЕЙС ГРУЖЕНЫЙ (cargo passage, loaded trip) — рейс грузового судна, грузового вагона и т п с коммерческим грузом На внугр водном транспорте к Р г относится также пробег буксира-толкача с загруженным несамоходным судном или плотом Совместный рейс теплохода с грузом и баржей без груза учитывается как Р г В статистике перевозок грузов рейс с использованием не менее 10% грузоподъемности судна учитывается как груженый Рейс с использованием менее 10% грузоподъемности, но более 50% грузовместимости считается груженым См также Балластный переход, Оборот, Рейс порожний, Коэффициент использования пробега

транспортного средства Наиболее широко применяются понятия англ или длинной Т (2240 фунтов, или 1016 кг), американской или короткой Т (2000 фунтов, или 907 кг), метрической Т (1000 кг), 2) в статистике транспорта — ед измерения вместимости морского судна регистровой— тн регистровая Т (100 куб футов, или 2,83 м3) Понятие "Т " используется также при расчете провозной платы, в статистике перевозок грузов и т д См также Вес (масса) на ответственности грузоотправителя, Взвешивание, Весовой сертификат, Тонно-километр, Тонно-миля, Обмерная тонна

ТОННО-МИЛЯ (ton-mile) — 1) комбинированная натуральная ед измерения трансп работы морского судна, исчисляется как произведение 1 тонны на одну морскую милю (1,852 км), 2) одна из оси ед измерения в статистике перевозок грузов в США, произведение 1 т (907 кг) на 1 милю (5280 футов, или 1,609 км)

ресурсов на ед продукции транспорта Применяется в статистике перевозок грузов ряда стран, в т ч США, где в качестве ед продукции транспорта принята тонно-миля В общем случае Э п т наиболее низка для водного и трубопроводного транспорта, относительно низка для ж -д транспорта, относительно высока для автомобильного и очень высока для воздушного транспорта По расчетам американских специалистов, если энергоемкость продукции воздушного транспорта принять за 1, то для автомобильного транспорта данный показатель составит 0,067, для ж -д — 0,02, для внутр водного — 0, 016, для трубопроводного — 0,013 Спец исследования показали, что в частных случаях от приведенной выше закономерности могут быть отклонения, напр энергоемкость ж -д короткопробежных перевозок выше, чем автомобильных См также Удельный расход


Структура населения Структура оборудования Следовательно ожидаемая Структура отношений Структура показателей Структура поведение Структура предприятия Структура продукции Структура промышленного Структура ремонтного Структура себестоимости Структура современного Структура технических вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика