Поставляющее подразделение



Увеличению доли «азиатской производственной машины» ка некоторых рынках уделяется большое внимание в средствах массовой информации. Положение, складывающееся на автомобильном рынке, вызывает большую озабоченность и деловых кругов, и политиков. Ряд японских автомобилестроителей продемонстрировали свою способность поставлять продукцию более высокого качества при меньших затратах труда, капитала, материалов и энергии. Ясно, что такие достижения нельзя приписать только более низкой оплате труда или различиям в «культуре». Они определяются спецификой стратегии производства.

2. Поставлять продукцию на новые рынки (включая внешний). Повысить репутацию.

Падение спроса на ювелирные изделия, увеличение сроков их реализации ведет к постоянному недостатку финансовых оборотных средств у предприятий отрасли. Оборотные средства отечественных ювелирных предприятий снизились за последние три года в несколько раз не только из-за падения спроса населения на ювелирные изделия, но и вследствие экономических условий хозяйствования, в которые они поставлены. Так, оборотные средства сокращались вследствие того, что предприятия были вынуждены поставлять продукцию в торговую сеть с отсрочкой платежа из-за отсутствия у нее денег на оплату товара. Срок оборачиваемости финансовых средств увеличился с 65 дней до 155 дней, причем за этот период цены на ресурсы постоянно возрастали, а возможности их оплаты сокращались.

К российским особенностям относятся и весьма «оригинальные», с точки зрения нормальной рыночной экономики, действия органов исполнительной власти всех уровней (систематическое несоблюдение собственных материальных обязательств, принуждение предприятий поставлять продукцию неплатежеспособным потребителям). Если бы исполнительная власть вела себя подобным образом в «канонической» рыночной экономике, результатом стало бы банкротство польстившихся на государственные заказы фирм, а вовсе не натурализация хозяйственной жизни. Парадокс в том, что, не оплачивая продукцию и услуги, наши госструктуры знают из опыта, как на это будет реаги-

Факторы, порождающие наличие «российской рыночной аномалии», — это глубочайшая деформация прав собственности. Уход от проблем рационального, вполне отвечающего требованиям рыночной экономики, управления государственными активами, курс на скорейшую приватизацию «любой ценой» привели к тому, что директорат предприятий (не только государственных, но и приватизированных) остался вне эффективного контроля собственника (собственников). Именно это стало основой необычного контроля поведения многих российских предприятий, в том числе игнорирования спросовых ограничений посредством поставок продукции, либо в обмен на неликвидные денежные суррогаты, либо не сопровождаемых платежами. В неурегулированности прав собственности коренятся и принявшее характер эпидемии растаскивание госимущества и имущества многих приватизированных акционерных обществ, а также прогрессирующая криминализация экономической жизни. К российским особенностям относятся и весьма «оригинальные», с точки зрения нормальной рыночной экономики, действия органов исполнительной власти всех уровней (систематическое несоблюдение собственных материальных обязательств, принуждение предприятий поставлять продукцию неплатежеспособным потребителям). Если бы исполнительная власть вела себя подобным образом в «канонической» рыночной экономике, результатом стало бы банкротство польстившихся на государственные заказы фирм, а вовсе не натурализация хозяйственной жизни. Парадокс в том, что, не оплачивая продукцию и услуги, наши госструктуры знают из опыта, как на это будет реаги-

Некоторые особенно обеспокоенные производители, которые хотят иметь твердые позиции s отношениях со своими покупателями, внедряют систему эффективного реагирования. В нее* включены четыре элемента. Первый — учет затрат в соответствии о произведёнными операциями. Это позволяет производителю измерить и продемонстрировать сетям магазинов розничной торговли истинную стоимость потребленных ресурсов и тем- самым удовлетворить их требования -(см. гл. 17). Второй —• электронные обмен данными, что повышает способность производителя управлять запасами, поставками, объявлениями о новых программах продвижений и так далее. Кроме того, такая'система служит как интересам производителя, так и интересам розничных торговцев. Третий <— программа постоянного пополнения. Она дает производителю возможность поставлять продукцию на основе действительного и прогнозируемого объемов потребления определенного магазина. Наконец, четвертым элементом являете» пере«ап»авя0я«е поставок, при котором крупны» партий товара, направляемые "на центральные склады розничных торговцев, могут'быть от'*-правлены-в отдельные магазины. Товар либо вообще не залеживается' на центральных складах (так называемых распределительных центрах), либо на это затрачивается незначительное количество времени. Те производители, что применяют у себя систему эффективного реагирования, имеют преимущество перед своими конкурентами. - ' ' -'-..,, -^,;.^„,,^-"

25-2. а. Менее эластичен, чем при чистой конкуренции, б. Более эластичен, чем при чистом монополисте. Цена выше, а выпуск ниже, чем при монополистической конкуренции. Чистая конкуренция: Р = МС (эффективность размещения ресурсов); Р = минимум Л ГС (эффективность производства). Монополистическая конкуренция: Р > МС (неэффективное размещение ресурсов); Р > минимума А ТС (неэффективное производство). Монополистические конкуренты имеют избыточную производительность, то есть меньшее число фирм, работающих с полной производительностью (где Р- минимум А ТС), могут поставлять продукцию отрасли.

ях и поставлять продукцию, как правило, только определенным смежникам,

поставщика поставлять продукцию с уровнем несоответствий не

ется в умении компании поставлять продукцию, отвечающую не усредненным

2) отрасли обрабатывающей промышленности, способные поставлять продукцию на экспорт (авиакосмическая, энергетическое машиностроение, отчасти станкостроение). Они нуждаются в государственной поддержке на внутреннем и внешнем рынках;


Трансфертные цены применяются в экономических отношениях внутри фирм. Они необходимы для того, чтобы заинтересовать руководителей структурных подразделений в принятии правильных управленческих решений, и служат информационной базой для их принятия. Действия, предпринимаемые для увеличения прибыли отдельных подразделений фирм, должны способствовать увеличению прибыли компании в целом. Прибыль, которая рассчитывается на основе ТЦ, является показателем уровня (качества) управления внутрифирменным подразделением. ТЦ обеспечивают определенную самостоятельность структурных подразделений и наделяют руководителя большей автономией при принятии управленческих решений. Отношения купли-продажи проникают во внутрифирменные связи, и ТЦ являются механизмом их осуществления. Изделие поставляющего подразделения, передаваемое получающему, принято называть полуфабрикатом. Изделие, поставляемое на сторону, называют конечным. Полуфабрикат подвергается дополнительной обработке и составляет часть издержек получающего подразделения. В компании решение продавать полуфабрикат или обрабатывать его дальше, включая в состав конечной продукции, определяется сравнением предельных издержек и доходов, полученных при дальнейшей его обработке. Руководитель подразделения может рассматривать трансфертную цену, по которой полуфабрикат передается, как предельные издержки, и это может привести к неправильному решению. Например, предельные издержки полуфабриката 100 руб., а дополнительные на обработку, которые имеют место в получающем подразделении, составляют 60 руб. Предельные издержки производства конечного изделия, следовательно, составят 160 руб. Предположим, что поставляющее подразделение работает на полную мощность, и рыночная цена конечного продукта 200 руб.

реальный вклад в общий доход компании. Если поставляющего подразделения не существует, то полуфабрикат будет куплен на рынке по текущей цене, в свою очередь, если нет получающего подразделения, то полуфабрикат будет реализован на внешнем рынке по той же цене. Понятно, что при таком определении ТЦ конфликтная ситуация при установлении ТЦ отсутствует. При совершенном рынке поставляющее подразделение должно поставлять столько полуфабриката, сколько получающему подразделению требуется по текущим рыночным ценам, пока предельные издержки ниже этой цены. Если объем поставки при этих условиях недостаточен, то получающее подразделение приобретает недостающие полуфабрикаты на рынке, а не ставит в невыгодные условия поставляющее подразделение, заставляя его производить их себе в убыток (рис. 8.1).

Поставляющее подразделение

Поставляющее подразделение

выгодно продан на внешнем рынке по цене Ps. Когда линия NMR предельной чистой выручки пересекает линию предельных издержек FBC, компания получает оптимальный выпуск в целом при объеме Q2. В этом случае ТЦ Ps будет побуждать оптимизировать поведение подразделений при условии, что поставляющему подразделению предписывается руководством компании обеспечивать получающее подразделение необходимым объемом полуфабриката по цене Ps. В этом случае поставляющее подразделение правильно определит оптимальный выпуск Qj, где его МС пересекает предельную выручку Ps, но будет безразлично, кому продавать полуфабрикат — своему подразделению или на внешний рынок. Получающее подразделение, однако, желает покупать объем Qr Это соответствует интересам компании, и прибыль поставляющего подразделения не будет затронута, если оно продает продукт по цене Ps. В этой ситуации поставляющему подразделению будет безразлично, кому поставлять полуфабрикат, и от него важно добиться, чтобы был обеспечен объем внутренних поставок, равный оптимальному для компании в цеЛом.

На рис. 8.2, б NMR и MCS пересекаются выше цены покупки полуфабрикатов. Процедура определения оптимального выпуска остается неизменной. Две линии: линия NMR (для компании в целом — это ACEF) и линия GBD (предельные издержки поставки продукции) пересекутся в точке С, дающей оптимальный для компании объем Q2. Оптимальная ТЦ показана в точке на вертикальной оси, где пересекаются эти две линии. Следовательно, правильная ТЦ — это Рв. По этой цене получающее подразделение захочет производить оптимальный для компании объем Q2 (точка, где АСЕ пересекает предельные издержки, равные ТЦ Рв), но ему будет безразлично, покупать полуфабрикаты на рынке или от своего получателя. Поставляющее подразделение захочет производить объем Q, для продажи получающему подразделению по цене Рв. Это будет в интересах компании, когда предельные издержки производства ниже, чем внешняя цена покупки. Так как получающее подразделение безразлично к тому, получать или покупать, ему необходимо приказать покупать у поставляющего тот объем (Q(), который оптимизирует прибыль компании. Дополнительную потребность в полуфабрикатах (О^- Q() получающее подразделение покроет путем закупки их на внешнем рынке.

Оптимальный выпуск для компании в целом — это точка, где предельная выручка компании NMR пересекает линию предельных издержек компании в целом, показанную как MCS + MCR (точка С). Правильная ТЦ поставляющего подразделения — это Р, по ней поставляющее подразделение захочет поставлять полуфабрикаты получающему. Таким образом, оба подразделения будут заинтересованы поставлять и принимать про-

В несовершенном рынке фирма будет иметь вниз сходящую линию спроса. При обосновании ТЦ учитывается, что рынок полуфабрикатов не является совершенно конкурентным. Кроме того, передаваемый продукт может иметь особые характеристики. Рыночные цены подходят только в том случае, когда качество, поставка, скидка и гарантийное обслуживание одинаковы. Возможна покупка полуфабрикатов на внешнем рынке по временно сниженным ценам, которые ниже общих, но выше переменных затрат, если поставляющее подразделение имеет избыточную мощность. Неверные решения могут возникнуть из-за строгого соблюдения правила рыночных цен.

Например, предприятие поставляющего подразделения имеет избыточную мощность и поставляет полуфабрикаты по МС = 1000 руб., ТЦ установлена по цене внешнего рынка 1600 руб. Теперь предположим, что какой-то поставщик продает полуфабрикаты по временной цене, равной 1 500 руб. Учитывая эту ситуацию, получающее подразделение предпочтет покупать полуфабрикаты от внешнего поставщика за 1500 руб., чем от поставляющего подразделения за 1600 руб. Так как поставляющее подразделение имеет избыточные мощности, релевантные издержки производства равны 1000 руб., и строгое соблюдение рыночной цены может побудить руководство принимать решение не в лучших интересах компании. Если покупать, то дополнительные расходы компании составят 1500 руб., если производить внутри компании — 1000 руб.

Эти сложности возникают потому, что рынок полуфабрикатов несовершенен. Важно точно установить, имеет ли место совершенная конкуренция на данном рынке, если да, то цена должна быть установлена на уровне рыночной цены. Любые превышения спроса над предложением внутри фирмы могут быть устранены покупкой или продажей полуфабрикатов на внешнем рынке. Совокупная прибыль компании будет оптимизирована. Если условия совершенного рынка не соблюдаются, использование рыночной цены в качестве базы для ТЦ может привести к тому, что поставляющее подразделение будет побуждаться поставлять меньше или получающее подразделение — брать меньше, и прибыль компании не будет оптимизирована

Выпуск Q Поставляющее подразделение Получающее подразделение MR*». Распределение по рынкам Ранжировка выручки по пост, и пол. подразделениям


Постановление государственной Постановлению правительства Показателей капитальных Поставщиками продукции Поставщика продукции Поставщики оборудования Поставщики предлагают Поставщиков конкурентов Поставщиков посредников Поставщик отгружает Поставщик предоставляет Поставками нефтепродуктов Поставляемых материалов вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика