Иностранных заемщиков



За короткий срок в России была создана современного типа двухуровневая банковская система. Сформировался фондовый рынок, причем акции российских компаний стали обращаться и на зарубежных фондовых биржах. Страна вышла на мировой рынок капитала, и зарубежные инвесторы принялись приобретать ценные бумаги российских компаний и банков. Значительную нишу на фондовом рынке заняли различные государственные бумаги, которые пользовались особой популярностью как у отечественных, так и у иностранных участников рынка (они отличались высокой доходностью и наименьшим риском). Получилось так, что экономика России оказалась лишь на подступах к мирохозяйственной адаптации, а финансы фактически уже стали частью глобальных финансов. В результате спрос на финансовых рынках обусловил тенденцию роста рыночной стоимости котирующихся корпоративных акций и госбумаг без соответствующего изменения положения в российской экономике. Из-за неравномерности развития финансовой системы и самой экономики сужалась база государственных финансов, что усиливало зависимость национальной финансовой системы от мировой, от поведения нерезидентов, нередко преследовавших спекулятивные интересы. И как только зарубежные инвесторы начали нести убытки от финансовых потрясений в Юго-Восточной Азии, российский фондовый рынок стал резко терять в весе. Перед государством встала двуединая задача: во-первых, привести в соответствие развитие финансовой системы и других отраслей и сфер национальной экономики, во-вторых, синхронизировать это развитие на рыночной основе.

Успеху «Газпрома» на фондовом рынке в 2002 году способствовали несколько обстоятельств. Во-первых, сменилось руководство компании, деятельность ее стала более прозрачной. Во-вторых, компания стала более открытой для иностранных участников, в состав совета директоров компании входит иностранный представитель. В-третьих, «Газпрому» удалось временно преодолеть негативную тенденцию падения добычи газа в стране,

За короткий срок в России была создана современного типа двухуровневая банковская система. Сформировался фондовый рынок, причем акции российских компаний стали обращаться и на зарубежных фондовых биржах. Страна вышла на мировой рынок капитала, и зарубежные инвесторы принялись приобретать ценные бумаги российских компаний и банков. Значительную нишу на фондовом рынке заняли различные государственные бумаги, которые пользовались особой популярностью как у отечественных, так и у иностранных участников рынка (они отличались высокой доходностью и наименьшим риском). Получилось так, что экономика России оказалась лишь на подступах К мирохозяйственной адаптации, а финансы фактически уже стали частью глобальных финансов. В результате спрос на финансовых рынках обусловил тенденцию роста рыночной стоимости котирующихся корпоративных акций и госбумаг без соответствующего изменения положения в российской экономике. Из-за неравномерности развития финансовой системы и самой экономики сужалась база государственных финансов, что усиливало зависимость национальной финансовой системы от мировой, от поведения нерезидентов, нередко преследовавших спекулятивные интересы. И как только зарубежные инвесторы начали нести убытки от финансовых потрясений в Юго-Восточной Азии, российский фондовый рынок стал резко терять в весе. Перед государством встала двуединая задача: во-первых, привести в соответствие развитие финансовой системы и других отраслей и сфер национальной экономики, во-вторых, синхронизировать это развитие на рыночной основе.

управления, хозяйственного расчета и распределения прибыли на договорной между участниками основе; предприятия, созданные на основе вложения капитала отечественных и иностранных партнеров и совместно осуществляющие хозяйственную деятельность, управление и распределение прибылей. С. п. призваны привлечь в нашу экономику современное оборудование и технологии, материальные и финансовые ресурсы, а также управленческий опыт развитых капиталистических стран. С. п. играют активную роль в экспорте и импорте необходимых для народного хозяйства России товаров и услуг. В экспорте С. п. преобладают станки и запчасти, вычислительные комплексы, нефть, удобрения, лесоматериалы, обувь, рыбная продукция. В 1990 г. свыше 70% общего объема экспорта приходилось на Японию, ФРГ, Италию, Австрию, Финляндию, Нидерланды, ЧСФР, Польшу, Венгрию. С. п. закупали по импорту в основном лакокрасочные материалы, вычислительную технику и запчасти к ней, множительную и видеотехнику, автомобили и т. д. Более 62% импорта С. п. приходилось в 1990 году на долю Германии, Японии, Дании, Австрии, США, Швейцарии, Финляндии и ЧСФР. Производство продукции на одного занятого в промышленности С. п. в два раза выше аналогичного показателя на российских предприятиях. Эффективность экспорта (отношение экспортной продукции во внешнеторговых ценах к ее стоимости во внутренних ценах) на С. п. выше, чем в целом по Российской Федерации на 25%. В настоящее время вклад иностранных участников в С. п. составляет 1,9 млрд. инв. рублей (по офиц. курсу) и не превышал 40% их общего уставного фонда. Мировой опыт свидетельствует о необходимости расширения форм сотрудничества, вплоть до создания предприятий со 100% иностранной собственностью. В качестве одного из вариантов, по мнению экспертов, может стать предприятие, на котором полностью применяется зарубежная технология и оборудование, а в качестве производственных рабочих и среднего административного персонала используется труд российских граждан. В последующем такое предприятие может быть выкуплено у иностранной компании занятыми работниками. Совместные предприятия с участием советских юридических лиц и

Современный этап (с 1997 г.) развития рынка ценных бумаг характеризуется внутренней политической нестабильностью, бюджетным кризисом, проблемами со сбором налогов, чрезмерными надеждами на иностранные инвестиции. В результате имеет место падение курса рубля, увеличение доходности государственных долговых обязательств, потери государственного бюджета, угроза экономической катастрофы. Созданная правовая система по регулированию фондового рынка не действует в полной мере из-за неготовности к реализации правовых норм со стороны правительства, находящегося в состоянии перманентной ротации, и экономических агентов, не имеющих активной политической воли к проведению структурных преобразований экономики. Многие достижения финансовой стабилизации в России до кризиса мировой финансовой системы в октябре—ноябре 1997 г. базировались на иностранных инвестициях. Проблемы бюджета наполовину решались либо за счет внешних займов, либо за счет инвестиций нерезидентов на рынке ГКО, либо за счет приватизации, где роль иностранных участников также была значительна.

• обязательность аудиторской проверки — только в особых случаях (наличие иностранных участников, объем годовой выручки более 500 000 МРОТ, сумма активов более 200 000 МРОТ, требование более 10% акционеров);

Усиление соперничества со стороны иностранных участников рынка, в частности американских и японских компаний, создавших производственные мощности в странах Единого рынка, а также снижение торговых барьеров между странами ЕС, интенсифицировало внутреннюю конкуренцию на национальных рынках. Более того, иностранные компании получили право получать правительственные контракты, что создало еще более интенсивную конкурентную среду.

Конкуренция. Рынок, на котором уже действуют сильные конкуренты, мало пригоден для вторжения иностранных участников. Непостоянство сложившейся конкуренции также снижает привлекательность зарубежных рынков. Особенно непривлекательны очень изменчивые рынки со множеством входящих и покидающих его конкурентов при высокой рыночной концентрации (т.е. высокой доле рынка в руках верхушки из нескольких компаний).

Главной тенденцией конца 1996 г. стало повышение котировок и соответственно снижение доходности облигаций всех траншей: если на начало года доходность облигаций третьего, четвертого и пятого траншей колебалась вокруг отметки в 20% годовых в долл. США, то к концу года доходность упала до 10—13% в зависимости от транша. Падение доходности явилось следствием получения Россией кредитного рейтинга и, как следствие этого, повышения доверия иностранных участников к инструментам российского рынка. Другой чертой рынка в 1996 году стало повышение объемов торгов и, как следствие, ликвидности рынка ОВВЗ.

центром Азии для иностранных участников финансового рынка.

инфраструктуры, с учетом интересов российских и иностранных участников


Особенность кредита покупателю заключается в том, что банк экспортера непосредственно кредитует не национального экспортера, а иностранного покупателя, т. е. фирмы страны-импортера и их банки. Тем самым импортер приобретает необходимые товары с оплатой счетов поставщика за счет средств кредитора и отнесением задолженности на покупателя или его банк. Обычно такие кредиты связываются с приобретением товаров и услуг у определенной фирмы. При этом экспортер не участвует в кредитовании сделки, что исключает возможность завышения цены кредита. Стоимость банковских кредитов покупателю, как правило, фиксируется на ряд лет на уровне ниже стоимости заемных средств на рынке ссудных капиталов, что повышает их конкурентоспособность. Срок кредита покупателю превышает срок кредита поставщику; в основном это средне- и долгосрочные ссуды. Банки при этом могут открывать кредитные линии для иностранных заемщиков на оплату закупленных товаров. В этом направлении идет эволюция кредитования экспорта. Банковские кредиты покупателю оттесняют кредиты поставщику (экспортеру) и фирменные кредиты.

Классические займы в форме свободного выпуска облигаций на иностранном рынке ценных бумаг основаны на принципе единства места (в Нью-Йорке, Лондоне либо других финансовых центрах), валюты (обычно валюты кредитора) и биржевой котировки. Например, французский заем на английском финансовом рынке выпускался в фунтах стерлингов и приобретался английскими инвесторами на основе лондонской котировки. Однако после второй мировой войны возникли препятствия для размещения облигационных займов, особенно в Западной Европе. Это было связано с нехваткой долгосрочных источников ссудного капитала и недостаточным развитием институциональных инвесторов, неустойчивостью валют и платежных балансов, строгим контролем за допуском иностранных заемщиков на национальные рынки ссудных капиталов.

С 70-х годов развитые страны предприняли различные меры для отграничения национальных рынков капиталов от еврорынка в целях контроля за его деятельностью. Большинство стран пытались контролировать выход национальных кредиторов и заемщиков на мировой рынок ссудных капиталов, а также доступ иностранных заемщиков на местный рынок, регламентировать участие национальных банков в евродолларовых кредитах, которые преобладают на еврорынке. После переговоров «группы десяти» весной 1979 г. достигнута договоренность о введении умеренного контроля над еврорынком в следующих формах:

В настоящее время тяжелое финансовое положение не позволяет РФ выступать на мировом рынке в качестве активного кредитора. Однако в 70-х — первой половине 80-х годов СССР играл важную роль на мировой арене в качестве одного из ведущих государств-кредиторов. О размахе такой деятельности, в частности, свидетельствует объем не погашенной до сих пор задолженности иностранных заемщиков — 90 млрд. руб. (по курсу Госбанка СССР тех лет 1 доллар был равен 0,67 рубля).

Правительство РФ предоставляет иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям кредиты свыше предельного объема государственных кредитов, если новые кредиты выделяются в порядке реструктуризации долга иностранных заемщиков перед Российской Федерацией и условия обслуживания долга иностранных заемщиков перед Российской Федерацией для нее не ухудшаются.

Рынок облигаций весьма разнообразен. В зависимости от эмитента различают облигации государства, местных органов власти (муниципальные), акционерных обществ (корпоративные), иностранных заемщиков (государственных и частных). Статус эмитента тем выше, чем меньше риск его банкротства. Считается, что государство не может обанкротиться, поэтому его облигации выступают эталоном надежности. Но чем меньше риск при приобретении бумаги, тем согласно правилу инвестирования меньше доход, выплачиваемый по ней. На облигационном рынке государственные долговые обязательства должны являться наименее доходными.

Не следует, однако, упускать из виду двух обстоятельств, ограничивающих успех такой политики. Если норма процента внутри страны настолько понижается, что объем инвестиций начинает существенно стимулировать рост занятости до такого уровня, когда последний достигает неких критических точек, за которыми начинается повышение единицы заработной платы. В этих условиях рост издержек производства внутри страны будет оказывать неблагоприятное влияние на сальдо внешнеторгового баланса, и поэтому усилия, направленные на увеличение последнего, перестают давать эффект и становятся тщетными. Вместе с тем если норма процента внутри страны падает так низко по отношению к нормам процента за границей, что поощряет кредитование иностранных заемщиков в размерах, не соответствующих активному сальдо торгового баланса, то это может вызвать утечку драгоценных металлов, достаточную для того, чтобы обратить во вред все ранее полученные преимущества. Риск того, что одно из названных обстоятельств возникнет в реальной ситуации, особенно велик для большой страны, играющей важную роль в мировом хозяйстве, в условиях, когда текущая добыча драгоценных металлов относительно невелика и приток денег в одну страну означает их утечку из другой. Поэтому отрицательное влияние роста издержек производства и падения нормы процента внутри страны может еще больше осложниться (если меркантилистская политика заходит слишком далеко) вследствие снижения издержек и роста нормы процента за границей.

Не следует, однако, упускать из виду двух обстоятельств, ограничивающих успех такой политики. Если норма процента внутри страны настолько понижается, что объем инвестиций начинает существенно стимулировать рост занятости до такого уровня, когда последний достигает неких критических точек, за которыми начинается повышение единицы заработной платы. В этих условиях рост издержек производства внутри страны будет оказывать неблагоприятное влияние на сальдо внешнеторгового баланса, и поэтому усилия, направленные на увеличение последнего, перестают давать эффект и становятся тщетными. Вместе с тем если норма процента внутри страны падает так низко по отношению к нормам процента за границей, что поощряет кредитование иностранных заемщиков в размерах, не соответствующих активному сальдо торгового баланса, то это может вызвать утечку драгоценных металлов, достаточную для того, чтобы обратить во вред все ранее полученные преимущества. Риск того, что одно из названных обстоятельств возникнет в реальной ситуации, особенно велик для большой страны, играющей важную роль в мировом хозяйстве, в условиях, когда текущая добыча драгоценных металлов относительно невелика и приток денег в одну страну означает их утечку из другой. Поэтому отрицательное влияние роста издержек производства и падения нормы процента внутри страны может еще больше осложниться (если меркантилистская политика заходит слишком далеко) вследствие снижения издержек и роста нормы процента за границей.

В настоящее время тяжелое финансовое положение не позволяет РФ выступать на мировом рынке в качестве активного кредитора. Однако в 70-х — первой половине 80-х годов СССР играл важную роль на мировой арене в качестве одного из ведущих государств-кредиторов. О размахе такой деятельности, в частности, говорит объем задолженности иностранных заемщиков, не погашенной до сих пор — 90 млрд. руб. (по курсу Госбанка СССР тех лет 1 доллар равнялся 0,67 рубля). Самыми крупными должниками нашей страны являются Куба (более 18 млрд. долл.), Сирия (13,5 млрд. долл.), Вьетнам, Монголия, Афганистан, Ирак, Индия, Йемен, Эфиопия, Алжир, Мозамбик.

кредитов, если новые кредиты предоставляются в порядке реструктуризации долга иностранных заемщиков

перед Российской Федерацией и условия обслуживания долга иностранных заемщиков перед Российской Фе-


Источника информации Индивидуальных предпринимателей Источники хозяйственных Источники образования Источники привлечения Источники возмещения Источником финансовых Источником нестабильности Источником поступления Источником премирования Источником удовлетворения Источников долгосрочного Источников инвестиций вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика