Иностранных конкурентов



Факт второй. Промышленные исследования и разработки в частном секторе в Японии являются самостоятельными, но весьма результативными — 80 % крупных изобретений и нововведений в области техники и технологии рождается в фирмах, 20 % — в университетах или иностранных компаниях. Эти два факта позволяют полагать, что управление научными исследованиями и разработками в частном секторе имеет для Японии более важное значение, чем для других стран.

Так, в США в 1996 г. доля иностранных компаний в общем объеме промышленного производства составила 16%, тогда как в 1985 г. —-около 8%. В Канаде в 1996 г. доля зарубежных компаний в объеме промышленного производства составила более 50%, в Великобритании — 34%, во Франции — около 30%, в Ирландии этот показатель достигает 66%. Иностранные компании платят своим работникам больше, чем местные работодатели, и гораздо быстрее создают новые рабочие места. В США численность занятых на предприятиях иностранных компаний возрастала почти вдвое быстрее, чем в американских фирмах. Во Франции и Англии число занятых в иностранных компаниях увеличивалось в среднем на 1,7% ежегодно, в местных же компаниях число мест значительно сокращалось. Иностранные фирмы и экспортируют гораздо большую часть выпускаемой продукции, чем местные фирмы. Еще булыние выгоды от иностранных инвестиций получают страны с менее развитой экономикой. Так, в Турции уровень средней заработной платы в иностранных фирмах в 1996 г. был на 25% выше, чем в местных, а численность занятых в Турции на предприятиях иностранных компаний с 1989 по 1996 г. увеличивался почти в 20 раз быстрее, чем на предприятиях турецких.

Деятельность предприятий с иностранными инвестициями регулируется также рядом специальных законов, таких, как Закон о международных совместных предприятиях с иностранным капиталом (1979 г.), Закон о кооперации международных совместных предприятий (1988 г.), Закон об иностранных компаниях (1986 г.), Закон о налоге на прибыль предприятий с иностранными инвестициями и совместных предприятий (1991 г.) [15].

Использование твердой валюты для целей элиминирования инфляционного фактора целесообразно, когда функциональная валюта является твердой или твердая валюта превалирует при проведении операций. Например, продукция предприятия реализуется на мировом рынке; торговля осуществляется товарами, закупленными за твердую валюту; в дочерних предприятиях, иностранных компаниях.

Так, в США в 1996 г. доля иностранных компаний в общем объеме промышленного производства составила 16%, тогда как в 1985 г. — около 8%. В Канаде в 1996 г. доля зарубежных компаний в объеме промышленного производства составила более 50%, в Великобритании — 34%, во Франции — около 30%, в Ирландии этот показатель достигает 66%. Иностранные компании платят своим работникам больше, чем местные работодатели, и гораздо быстрее создают новые рабочие места. В США численность занятых на предприятиях иностранных компаний возрастала почти вдвое быстрее, чем в американских фирмах. Во Франции и Англии число занятых в иностранных компаниях увеличивалось в среднем на 1,7% ежегодно, в местных же компаниях число мест значительно сокращалось. Иностранные фирмы и экспортируют гораздо большую часть выпускаемой продукции, чем местные фирмы. Еще бульшие выгоды от иностранных инвестиций получают страны с менее развитой экономикой. Так, в Турции уровень средней заработной платы в иностранных фирмах в 1996 г. был на 25% выше, чем в местных, а численность занятых в Турции на предприятиях иностранных компаний с 1989 по 1996 г. увеличивался почти в 20 раз быстрее, чем на предприятиях турецких.

1. Что такое ADfi? Почему они привлекательны для американских инвесторов, желающих разместить свой капитал в иностранных компаниях?

в иностранных компаниях.

вом рынке; торговля осуществляется товарами, закупленными за твердую валюту в дочерних предприятиях, иностранных компаниях. Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности предлагает два метода отражения поправок на повышенное инфляционное воздействие:

кими налогами. Поскольку предъявить претензии к O.K., зарегистрированной в зоне; где не требуется информация о ее реальных владельцах, довольно сложно, то к ним существует определенное недоверие при заключении сделок, предоставлении кредита и т.д. Поэтому они ведут бизнес, как правило, с компаниями и банками, связанными с ними взаимным участием в капитале. ОФФШОРНЫЕ ЗОНЫ — один из видов свободных экономических зон, которые создаются, как правило, на небольших территориях, не имеющих полезных ископаемых или площадей для сельскохозяйственного производства для формирования собственного хозяйственного комплекса и стремящихся путем предоставления льготного режима привлекать иностранные капиталы. Главная особенность О.з. — низкий уровень налогообложения компаний (от 8 до 15%; на 7—9 лет компании вообще освобождаются от налогов) и личных доходов работающих в иностранных компаниях (10—14%). Все это позволяет их называть "налоговыми гаванями". В О.з. упрощенный порядок регистрации иностранных компаний, позволяющий зарегистрироваться за короткий срок. Компании, зарегистрированные в О.з., могут открывать счета в любых странах и в любых валютах. Уровень участия иностранного капитала не ограничивается. Во многих О.з. компании не должны представлять свои бухгалтерские отчеты в налоговые органы, а платят налог в фиксированной сумме. К О.з. относятся около 50 стран и территорий, в том числе в Латинской Америке — Панама, Коста-Рика, Каймановы острова, Британские Виргинские острова, Кюрасао, Аруба, Багамские острова, Бермудские острова и др., в Африке — Либерия, Маврикий, в бассейне Тихого океана — Науру, острова Фиджи, Западное Самоа и др., в Европе — Гибралтар, остров Мэн, Лихтенштейн, острова Джерси и Гернси, Мальта, Кипр, Андорра и т.д. Хотя компании, зарегистрированные в О.з., имеют целый ряд преимуществ, в деятельности на территории других стран они встречаются с определенными трудностями. С ними неохотно заключаются контрак-

сификация SIK, а также другая информационная продукция органов стандартизации как международных, так и национальных. Обширную информацию об иностранных компаниях содержат публикации Центра ООН по ТНК, а также ежегодники, издаваемые Европейской Экономической Комиссией ООН (к примеру, Центром по ТНК выпущены отдельные издания о фирменной структуре пищевой промышленности и некоторых подотраслей цветной металлургии).

никое и предпринимателей, которые содержат сведения о российских и иностранных компаниях. Так, единая информационная сеть Торгово-промышленной палаты России (ТПП РФ) призвана предоставлять сведения об отечественных и зарубежных предприятиях, потенциальных партнерах, экспортных и импортных возможностях российских и зарубежных компаний. Существуют следующие базы данных ТПП РФ, которые можно использовать в ходе маркетинговых исследований:


4. Извлечение выгод из возможностей за рубежом. Американские фирмы, занявшись восстановлением Европы после второй мировой войны, извлекли преимущества — они проникли на новые рынки. Ограниченность жизненного цикла продукта сделала возможным расширение спроса на американскую продукцию в других странах, и в то же время новые технологии иностранных конкурентов «подстегивали» американские фирмы на внутреннем рынке. Высокие темпы развития и потребность в капиталовложениях означают повышенную прибыль на инвестиции в ряде развивающихся стран. Обслуживающие организации, типа банков и бухгалтерско-ревизорских фирм, последовали на международные рынки за своими клиентами.

Общефирменная стратегия или правительственная политика в других странах может подразумевать усилия по защите или расширению компании или отрасли. В свете стратегии, выбранной конкурентами, собственная стратегия фирмы может быть направлена на укрепление внутреннего рынка, поиск правительственной защиты против иностранных конкурентов или на расширение международной активности для противодействия стратегиям других компаний.

Давайте посмотрим, что движет глобальной конкуренцией. Все начинается с последовательности действий и противодействий. Агрессивный конкурент принимает решение использовать движение денежной наличности, созданной на отечественном рынке, для субсидирования атаки на рынки иностранных конкурентов, ориентированных на внутренний спрос.

Перемены — вопрос, касающийся всех организаций. По мнению профессоров Джона Коттера и Леонарда Шлсзинджера, «большинство компаний и отделов крупных корпораций приходят к выводу, что они должны проводить умеренную реорганизацию, по крайней мере, раз в год, и коренную — каждые четыре или пять лет»28. Перемены внутри организации обычно происходят как реакция на перемены во внешней среде. Б гл. 4 мы приводили много примеров таких перемен. С начала 80-х годов вопрос управления эффективностью приобрел для американских организаций большое значение, особенно в условиях противостояния влиянию иностранных конкурентов и росту себестоимости продукции. Попытки увеличить производительность обязательно потребуют пеорпимгшши какого-то участка данной организации.

В американских фирмах ответственность за качество традиционно возлагалась на отдельную службу, которую называют отделом контроля качество. Такой подход частично основывался на принципе независимости контроля, когда полномочия оценки качества сосредоточены в подразделении, не связанном с производством. Пример иностранных конкурентов заставил американские фирмы посмотреть на этот вопрос по-новому. В Японии, например, значительно большая ответственность за обеспечение качества традиционно возлагалась на самих производственных рабочих. Подготовку по вопросам обеспечения качества японцы включили в программы профессиональной подготовки производственных рабочих и возложили на них контроль за качеством своей работы.

Руководители организаций, которые пострадали от снижения производительности и потери доли рынка в пользу иностранных конкурентов, не сумели получить прибыль и были вынуждены прибегнуть к массовым увольнениям или даже обанкротились в конце 70-х годов, винили во всем внешние силы, «неподвластные их контролю». Некоторые из них даже перестали размахивать знаменем «частного предпринимательства» и попросили правительство защитить их от «нечестной» иностранной конкуренции, субсидий, займов, «иррационального» уровня конкуренции, обусловленного отсутствием государственного регулирования в их отраслях. Были ли эти жалобы обоснованными? Не очень.

Этот налог, как и все остальные, поступает в распоряжение правительства. Все отрасли, которым «поможет» налог на товары их иностранных конкурентов, потеряют всякий стимул производить лучшие и дешевые товары. В то же время средний американец будет вынужден платить дополнительную цену за иностранные товары вместо того, чтобы платить цены, установленные в честной конкурентной борьбе.

В мировой практике имеются примеры эффективно работающих систем подобного рода. Наиболее успешные из них — китайская (сочетающая либеральный режим и экспортную ориентацию быстро растущих «свободных зон» с жестким регулированием и закрытостью внутреннего рынка) и индийская (увязывающая самоорганизацию внутреннего рынка с его закрытостью для иностранных конкурентов с активной политикой стимулирования экономики на основе государственных институтов). Экономики Китая и Индии устойчиво развиваются с темпом более 6% в год даже в условиях глобального финансового кризиса. До последнего времени устойчивое и быстрое развитие было в странах Юго-Восточной Азии, синтезировавших активную политику развития на основе институтов госрегулирования с постепенной либерализацией внутреннего рынка. Когда же этот процесс либерализации, форсируемый под давлением международного финансового капитала и МВФ, вышел за пределы, обеспечивающие внутреннюю целостность соответствующих систем, последние утратили устойчивость и разрушились под влия нием волн спекулятивного капитала. Также обстояло дело в Японии: форсированная либерализация ее экономической системы (активная политика развития, экспортная ориентация и закрытость внутреннего рынка) привела к ее дезорганизации и к потере устойчивости.

Одно из важнейших проявлений глобализации — растущая либерализация (смягчение) торгово-политического режима в системе международных экономических отношений — сначала в отношении товарных рынков, потом — рынков услуг, капиталов, затем фондовых рынков. На очереди либерализация рынков рабочей силы. На путь либерализации внешнеэкономической деятельности становится все большее количество стран. Если в 1947г. Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) подписали лишь 23 развитых государства, то соглашения Уругвайского раунда переговоров ГАТТ (1986—1993 гг.) — 125 развитых и развивающихся стран. С 1948 по 1990 г. единый уровень таможенной защиты национальных рынков промышленных товаров развитых государств уменьшился с 40 до 6,3%. К 2000 г. он должен снизиться до 3,8%. С 1996 г. на смену ГАТТ пришла Всемирная торговая организация (ВТО). Ее членами ныне являются 134 государства, на которые приходится более 90% мировой торговли. Заявки на присоединение к ВТО подали еще около 30 стран. Режим либерализации в рамках ВТО распространяется на торговлю сельскохозяйственными продуктами, сферу услуг, а также на связанные с международным товарооборотом права на интеллектуальную собственность. В марте 1997 г. был принят «глобальный пакт» о либерализации рынка телекоммуникационной информационной технологии, вступивший в силу в 1998 г. Он предусматривает освобождение от импортных тарифов свыше 90% товаров этого рынка. В декабре 1997 г. страны — члены ВТО подписали соглашение о либерализации рынка финансовых услуг с 1999 г. Предполагается снятие барьеров на рынках ссудных капиталов и свободный допуск иностранных конкурентов в национальные банковские, страховые и финансовые сферы.

нии новых технологий. Может негативно сказаться на положении предприятия и недостаточность капиталов для реконструкции и модернизации производства. Большую опасность для предприятия представляет появление на рынке иностранных конкурентов, производство товаров которых может быть основано на использовании более дешевой рабочей силы или применении более дешевых технологий;

нии новых технологий. Может негативно сказаться на положении предприятия и недостаточность капиталов для реконструкции и модернизации производства. Большую опасность для предприятия представляет появление на рынке иностранных конкурентов, производство товаров которых может быть основано на использовании более дешевой рабочей силы или применении более дешевых технологий;


Источниками инвестиций Источниками поступления Источникам образования Источника финансирования Источника поступления Источники финансовых Источники конкурентного Источники поступлений Индивидуальных собственников Источником богатства Источником инвестиций Источником пополнения Индивидуальных стратегий вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика