Государственной статистической



Создание системы государственной стандартизации в России относится к 1918 г., когда 14 сентября был издан декрет СНК РСФСР :<О введении международной системы мер и весов». В 1923 г. при Главной палате мер и весов был создан Комитет эталонов и стандартов. В 1924 г. образовано Бюро промышленной стандартизации, а в различных ведомствах организованы 120 комиссий по разработке проектов стандартов.

Повышение качества продукции является важнейшей задачей государственной стандартизации. Нормативно-техническая документация (стандарты, технические условия) законодательно закрепляет общественные требования, которым должны отвечать сырьё, материалы, полуфабрикаты, готовые изделия, методы, средства измерений, испытаний и контроля качества продукции. Показатели, нормы и требования, устанавливаемые стандартами и техническими условиями (ТУ) основаны на результатах научных исследований, опытно-контрукторских и экспериментальных работ [7.С.11].

Главная задача государственной стандартизации — установление единой системы показателей качества продукции, методов и средств контроля и испытаний, а также необходимого уровня надежности изделий в зависимости от их назначения и условий эксплуатации (потребления).

Объектами государственной стандартизации являются:

III. Государственный пятилетний (перспективный) план НИР, в котором важное место занимают работы, выполняемые по комплексным межотраслевым программам, утверждаемым ГКНТ, и работы внутриотраслевого характера. В план включаются задания по решению основных научно-технических проблем, программы работ по внедрению в производство новых видов продукции и технологических процессов, продаже советских лицензии за границу, закупке иностранных лицензий и образцов и использованию их в народном хозяйстве, внедрению вычислительной техники, государственной стандартизации и метрологическому обеспечению, внедрению НОТ, а также основные показатели технико-экономиче-

Государственный стандарт утверждается Государственным комитетом СССР по стандартам на неограниченный срок или срок не более пяти лет. Объектами государственной стандартизации являются конкретная продукция, нормы, правила, требования, методы, термины и т. п., предназначенные для применения в разных сферах народного хозяйства. Государственные стандарты устанавливают показатели, соответствующие передовому уровню науки, техники и производства. Стандарты могут предусматривать параметры, нормы, требования, опережающие достигнутый уровень производства, и сроки их освоения. В зависимости от указанных особенностей перечисленные виды стандартов делятся на действующие и перспективные.

Отраслевые стандарты распространяются на объекты, не являющиеся предметом государственной стандартизации: на технологическую оснастку, типовые технологические процессы и нормы отраслевого применения, детали, сборочные единицы, материалы. Они могут развивать или ограничивать государственные стандарты применительно к особенностям отрасли. Отраслевые стандарты утверждаются министерством.

Закон состоит из 5 разделов: раздел I — общие положения; раздел II — нормативные документы по стандартизации и их применение; раз-цел III — государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов; раздел Г/ — ответственность за нарушение положений Закона; раздел V — финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору, стимулирование применения государственных стандартов.

— Действующие законодательная и нормативная базы, система государственной стандартизации не создали единого правового пространства, регулирующего взаимоотношения между государством, предприятиями-изготовителями и потребителями (прежде всего в вопросах прав потребителей на безопасную продукцию).

50. Колесникова Л. 77. Итоги государственной стандартизации нефтегазового оборудования за 1997-1999 гг. и перспектива стандартизации на период 2005 г. // Надежность и сертификация оборудования для нефти и газа.— 2000.— № 3.

— Действующие законодательная и нормативная базы, система государственной стандартизации не создали единого правового пространства, регулирующего взаимоотношения между государством, предприятиями-изготовителями и потребителями (прежде всего в вопросах прав потребителей на безопасную продукцию).


При выделении централизованных капитальных вложений не учитываются объемы комплектно-блочного строительства, что экономически не стимулирует заказчиков в увеличении темпов этого вида строительства. В государственных заказах, доводимых до Министерств нефтяной и газовой промышленности СССР, не предусматривается ввод в действие мощностей в комплектно-блочном исполнении. В государственной статистической отчетности отражение этих данных не предусмотрено, несмотря на то, что строительные организации сооружают объекты в комплектно-блочном исполнении в достаточно больших объемах. Проектные организации, находясь в составе министерств-заказчиков, недостаточно способствуют реализации (включение в проекты) разработанных проек-тно-конструкторскими организациями Миннефтегазстроя СССР новых прогрессивных решений. Так, на 3 года было задержано внедрение разработанных СП КБ Проектнефтегазспецмонтаж Миннефтегазстроя СССР унифицированных проектных решений компрессорных станций с применением БКУ, позволяющих снизить стоимость единицы мощности на 15 % и затраты труда на 30 %. Разработки института СибНИПИгазстрой по повышению уровня блочности проектов УКПГ на Уренгойском газо-конденсатном месторождении, обеспечивающих сокращение затрат труда на строительных площадках на 28 % и снижение сметной стоимости на 10 % были осуществлены через 4 года [8]. Можно привести еще целый ряд аналогичных примеров, а также случаи, когда проекты на отдельные объекты разрабатывались в бетонно-кирпичном варианте при уже освоенной Миннефтегазстроем СССР технологии строительства этих объектов в комплектно-блочном исполнении. Все это удлиняло сроки строительства объектов, снижало эффективность капитальных вложений и по данным Миннефтегазстроя СССР привело к привлечению в северные районы Тюменской области дополнительно тысячи рабочих [8].

• установление упрощенного порядка регистрации, лицензирования деятельности малых предприятий, сертификации продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

• реализация политики Госкомстата РФ в области государственной статистической деятельности;

Органами государственной статистики разработаны формы государственной статистической отчетности, отражающие информацию о деятельности бирж.

Документальный способ наблюдения основан на использовании в качестве источника статистических сведений различных документов первичного учета предприятий, учреждений и организаций, поэтому этот способ наблюдения часто называют отчетным. Он применяется, например, при переоценках основных фондов (средств) предприятий и организаций, которые дают основу начисления амортизации, анализа использования фондов и их структуры, особенно в условиях инфляции. При заполнении государственной статистической отчетности по переоценке каждым самостоятельным предприятием любой отрасли и формы собственности используются следующие данные первичной учетной информации: инвентаризационные описи, инвентарные карточки основных фондов, технические паспорта или другая соответствующая документация и данные бухгалтерского учета.

Предприятия и организации любых форм собственности обязаны представлять отчетность в установленные сроки по утвержденной форме. С мая 1992 г. введен в действие Закон РФ «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности», который определяет правовую ответственность предприятий, учреждений, организаций и объединений за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений. Закон предоставляет органам государственной статистики РФ право применять к руководителям и другим должностным лицам предприятий, учреждений, организаций и объединений независимо от их форм собственности административные взыскания в виде предупреждения или штрафа в размере от трехкратного до восьмикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности, выразившееся в непредставлении отчетов и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, искажении отчетных данных или нарушении сроков представления отчетов, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - в виде штрафа в размере от восьмикратного до десятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Нарушением сроков представления государственной статистической отчетности является опоздание на одни сутки, а опоздание более одних суток рассматривается как ее непредставление. Искажением отчетных данных считается неправильное их отражение в государственной статистической отчетности, допущенное как в результате умышленных действий должностных лиц с целью сокрытия доходов и в других корыстных целях, так и вследствие нарушения действующих инструкций и методологических указаний по составлению статистической отчетности, а также арифметических ошибок.

Важной функцией государственной статистики является определение круга подотчетных единиц. С этой целью все предприятия, организации, объединения независимо от формы собственности, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, представляют в органы государственной статистики учредительные документы для присвоения идентификационных кодов, определения классификационных признаков на основании общероссийских классификаторов технико-экономической информации для включения в единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО) и отражения в государственной статистической отчетности.

6. Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности // Вестник статистики. - 1992. - № 1.

• информация об уровне цен, публикуемая органами государственной статистической службы;

Переход от директивной экономики к рыночной требует построения показателей, отражающих процесс и результативность такого реформирования. Наиболее полно запросам рынка отвечает система национальных счетов (СНС), принятая в международной практике учета и статистики, переход к которой начался в Российской Федерации на основе разработанной и утвержденной Государственной программы, рассчитанной на 1993—1995 гг. Внедрение СНС в российскую статистическую практику требует внесения изменений в действующую систему показателей и учета, касающихся состава показателей рыночной экономики, методологии их определения, а также пересмотра действующих форм государственной статистической отчетности.


Государство прибегает Государство становится Государство стимулирует Государство воздействует Государству необходимо Государств предприятий Готовность предприятия Готовности потребителя Градообразующие предприятия Газоснабжения промышленных Графических изображений Графической иллюстрации Графического изображения вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика