Философию управления



тересна, раскрывает практически все ключевые блоки системы управления корпорацией, говорит и о структуре корпорации. Какова главная идея структуры книги? Вначале рассматриваются общие вопросы философии управления (гл. 1) и стратегии управления (гл. 2). Затем раскрываются методы управления корпорацией в целом (гл. 4). Здесь, кстати, становится ясным, что представляет собой структура типичной японской корпорации. Во-первых, это акционерная система, т. е. основной капитал ее образуется за счет продажи акций. Это говорит об уровне корпорации, так как при росте производственной системы она со временем достигает такого масштаба, что начинает продавать свои акции, становится «публичной корпорацией». Во-вторых, она состоит из самостоятельных подразделений — филиалов. В нашем понимании — объединений, заводов, действующих на самостоятельном балансе.

Глава 1 раскрывает японскую философию управления. Эти вопросы для советского руководителя, прямо скажем, не традиционны. Мы не умеем фиксировать те ключевые моменты, которые могут быть отнесены именно к философии управления. Тем более интересно посмотреть, как это делают другие. Так что же такое философия управления?

Стержнем новой философии управления стало признание социальной ответственности, лежащей на управляющих. К- Мацусита полагает, что «каждая компания, вне зависимости от ее размера, должна иметь определенные цели, отличные от получения прибыли, цели, которые оправдывают ее существование среди нас». И далее: «...если его (руководителя) подчиненные осознают, что работают не только за хлеб насущный, они получают стимул к более напряженной совместной работе во имя достижения общей цели». Интересно, что это было сказано в 1956 г. Эти слова становятся ведущей идеей послевоенных руководителей. Они для нас непривычны. Но это так.

«Дойкай» (о чем подробно см. далее), показывает возникновение новой идеологии и философии управления.

В 1964 г. «Дойкай» опубликовала третье важное заявление «Теория управления в новых условиях». В документе подчеркивались независимость и самостоятельность предпринимателей, законность стремления к прибыли и его соответствие предназначению менеджера. Документ призвал также к новой философии управления. «В заявлении было признано, что слияние традиционных ценностей с современной технологией внесло большой вклад в быстрое экономическое развитие Японии. Однако в условиях быстро изменяющегося окружения была поставлена под сомнение эффективность ряда традиционных мер, включая традиционный взгляд на организацию компании. Новая философия управления, по мнению авторов декларации, должна включать функциональную направленность, гибкость и профессионализм. Но нужно подчеркнуть, что заявление признало возможность эффективного использования ряда традиционных методов. В нем подчеркнуто, что система поощрения, основанная на выслуге лет, показала свою эффективность в условиях, где обычно награждение производится за приспособляемость и творческий подход. Однако не следует отка-

Нефтяной кризис 1973 г. резко изменил обстановку, приостановив процесс быстрого роста, что вызвало новое беспокойство у бизнесменов. В последующем докладе «Дойкай» «Управление для восьмидесятых» (1980 г.) говорится: «Успех японских компаний в преодолении кризиса может быть объяснен постоянными усилиями в области энергосбережения. Энергичные усилия на технологическом уровне были основным фактором преодоления этой ситуации. Однако в преддверии 80-х годов часть японских компаний переместила акцент с адаптивной стратегии на технологическом уровне к оптимизации общекорпорационнои политики». Дискуссия о философии управления не прекращалась

Почему «Мацусита» проводит «бездолговую политику»? Все дело в философии «управления сдерживания», которой придерживается «Мацусита». Суть ее в том, что компании следует иметь буфер, амортизатор во всех аспектах бизнеса, для того чтобы приспособляться к изменениям в экономической среде и добиваться устойчивого роста. Например, эти буферы включают лимиты оборудования, фондов, трудовых ресурсов, запасов, технологий и НИОКР. Следует заметить, однако, что установление таких лимитов не означает расточения излишних мощностей оборудования и запасов, вызванных возникновением неожиданно низкого спроса.

Основное достоинство новой системы организации труда с точки зрения философии управления персоналом заключается в изменении отношения работников к своим функциям: в сущности, каждому из них как бы делегируются полномочия менеджера. Это приводит к его активизации, большей инициативности, лучшей мобилизации творческих потенций, укреплению слаженности коллективных действий, что незамедлительно сказывается на производительности труда и качестве продукции.

Идентификация и определение степени значимости тех или иных знаний вплотную связано с разработкой политики в отношении развития знаний, которая, в свою очередь, обусловлена общей стратегией компании. «Фонды знаний, так же, как деньги и оборудование, существуют и обладают ценностью только в контексте стратегии» 8, с. 118]. Политика управления знаниями должна соответствовать корпоративной культуре и философии управления компанией и расставлять приоритеты, закладывающие правовые, экономические и этические основы использования знаний.

Поскольку идеальные нормативы предполагают максимально возможную эффективность, в них трудно поверить, ведь максимальная эффективность недостижима на практике. Если же доверия к нормативам нет, то как следует относиться к бюджетам, разработанным на их основе? В 1993 г. группа исследователей во главе с Друри опубликовала обзор, в котором утверждалось, что лишь 4% общего числа исследованных британских производственных компаний основывали свои нормативы на максимальном уровне эффективности, остальные использовали нормативы, достижимые в настоящее время или основанные на результатах деятельности предыдущих периодов. Однако влияние философии управления качеством с ее подходом "делать качественно сразу и всегда" вместе со стремлением большинства организаций стать компаниями мирового уровня вселяет надежду на то, что идеальные нормативы в будущем найдут более широкое распространение. Если, например, ожидалось, что результативность деятельности окажется на уровне 15% от идеального, а фактически она оказалась еще ближе к идеалу, то это свидетельствует о росте качества деятельности (хотя справедливо и обратное: качество может стать жертвой неудержимого стремления превысить количественный план). И наоборот, норматив, учитывающий значительные потери (как, например, 1 кг сырья при производстве упаковки удобрений в примере 12.2), подразумевает, что такие потери вполне приемлемы и никаких улучшений не требуется, а это, однако, может оказаться заблуждением.

• невозможно разделить постановку целей и планирование стиля и философии управления.


Глава 1 раскрывает японскую философию управления. Эти вопросы для советского руководителя, прямо скажем, не традиционны. Мы не умеем фиксировать те ключевые моменты, которые могут быть отнесены именно к философии управления. Тем более интересно посмотреть, как это делают другие. Так что же такое философия управления?

В основу координации деятельности структур компании следует положить философию «управления через цели». Суть ее состоит в том, что децентрализованно вырабатываемые представления на уровне структур приводятся в соответствии с требованиями и целями корпорации, устанавливаемыми на уровне корпоративного управления. Это достигается с помощью проведения соответствующих процедур, опирающихся на организационнно-управ-ленческие концепции, а также на концепции управления персоналом и экономического управления (см. рис. 32.2).

Один из способов выявить философию управления компанией заключается в анализе ее текущих активов и обязательств. Анализ оборотных инвестиций должен быть сфокусирован на текущих (оборотных) активах компании и том, как финансируется их рост по мере увеличения продаж. Он позволяет также оперативно рассчитать потребность в финансировании, когда имеет место прирост оборотных активов компании, чтобы поддержать расширение оборота.

В основе термина «маркетинг» лежит слово «market», что означает «рынок». Поэтому часто под маркетингом понимают философию управления, хозяйствования в условиях рынка, провозглашающую ориентацию производства на удовлетворение потребностей конкретных потребителей.

Использование управления проектами приводит к углублению знаний и понимания управления деятельностью предприятия и органически сочетается с современными подходами в управлении (стратегический и маркетинговый подходы). Однако при этом необходимо учитывать, что управление проектами не самоцель, а средство достижения успеха в преимущественно неопределенных внешних условиях функционирования предприятия. Современная концепция управления проектами представляет собой целостную философию управления и находится на стыке многих дисциплин: менеджмента, маркетинга, экономики, организации и технологии производства и т.д.

S Рассматриваете ли вы философию управления в качестве актива?

Корпоративная культура может быть определена как образ действий, характерный для организации. Она включает в себя признаваемые всеми работниками ценности, идеалы, обычаи и ритуалы, не позволяющие компании поддаваться любым капризам рынка или руководства. Здоровая корпоративная культура, отражающая продуманную философию управления, является существенным активом. Корпоративная культура создается руководствам компании и обычно отражает ценности ее основателей. Известны несколько типов корпоративных культур, характеризующих образ совместной работы людей и совместного отдыха: культура «мачо», «упорно работаем / отдыхаем на полную катушку», «кто не рискует, то не пьет шампанского». Культура может акцентироваться на семье, процессе, кумире, команде и т. д. Наши клиенты на семинарах говорили также о существовании в их компаниях культуры «предприимчивости и стремления к лучшему», «честности и надежности» и прочих. Работники крупных компаний зачастую говорят о различиях в культуре отделов в рамках организационной структуры. Этому не приходится удивляться, поскольку различные руководители привносят свои ценности в культуру коллектива.

Корпоративная культура выступает активом, если способствует достижению корпоративных целей и отражает философию управления. Соответственно можно говорить о пассиве в случае противоречивости между культурой, целями и философией управления. Рассмотрим пример: специализированная компьютерная компания, в которой главная роль отводится технологиям, столкнулась с более удачливыми конкурентами. Налицо необходимость перемен, и инвесторы приглашают нового генерального директора, который принимает решение о выпуске новой машины в кратчайшие сроки с целью восстановления «статус-кво». Компания испытывает нехватку средств на исследования и разработки, да и поток наличности находится в плохом состоянии. Новый директор, ярый приверженец культуры «мачо», дает указание отделу продаж заранее начать рекламную кампанию машины. Что же думают по этому поводу работники технической команды, отвечающей за разработку новой машины и программного обеспечения к ней? Они считают нового директора марионеткой, ничего не смыслящей в процессе выпуска новой машины на рынок, — и так оно и есть. В результате директор общается лишь с отдельными представителями компании и конфликтует с теми, кто пытается указать на возникающие проблемы. Все работники деморализованы, в компании царит дух обреченности, а некоторые даже подают заявление об увольнении. Несмотря на требование срочного выпуска продукта на рынок, в отделе исследований и разработок после окончания рабочего дня царит блаженная тишина — все ушли домой. Их и в самом деле не волнует судьба нового товара, поскольку работники уверены, что директору еще что-нибудь взбредет в голову и им все равно не миновать увольнения. Машина выпущена, но поздно. Директор отдает указание представить ее рынку без необходимого тестирования — и, разумеется, новин-

Иметь здоровую корпоративную культуру и не противоречащую ей философию управления недостаточно. Если эта философия не находит отражения в управленческом процессе, работники теряют всякий интерес, полагая, что им лишь пускают пыль в глаза без видимых реальных изменений. Следовательно, необходимо создать механизм

Не только организации стремятся овладеть этим новым средством коммуникации; даже правительства не остаются в стороне. Британский журнал «Computing» присудил золотую награду «Лучший Интернет-пользователь 1995 г.» компании ССТА — правительственному консультативному органу по информационным технологиям. Эта награда, предназначенная для организаций, использующих Интернет для расширения своей деятельности, была получена ССТА за ее Правительственную информационную службу, предоставляющую желающим доступ к 80 организациям общественного сектора, 15 основным правительственным департаментам и 50 правительственным агентствам. Использование WWW в качестве средства коммуникации может превратиться в инфраструктурный актив при условии тщательной продуманности организации Web-службы, отражающей философию управления. Возможны раз-

Любая компания уже имеет свою философию управления, процессы, в которых она воплощается, и корпоративную культуру. Поэтому не очень уместно говорить об их «создании», ибо потребуется, скорее, их изменение.

Маркетинг — концепция управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью фирмы (организации), направленная на получение прибыли посредством учета рыночных условий и процессов и активного влияния на них. В основе термина «маркетинг» (marketing) — слово «рынок» (market). Поэтому часто под маркетингом понимают философию управления, хозяйствования в условиях рынка, провозглашающую ориентацию производства на удовлетворение конкретных потребностей потребителей.


Финансируемых собственником Финансовый консультант Финансовые экономические Финансовые характеристики Финансовые источники Финансовые материальные Фактическим значением Финансовые показатели Финансовые стратегии Финансовые взаимоотношения Финансовых экспертов Финансовых фьючерсов Финансовых интересов вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика