Активного использования



В соответствии с принципом целенаправленности система плановых показателей в условиях директивного планирования служит инструментом активного государственного воздействия на народное хозяйство, обеспечивающим решение основных политических, социально-экономических и хозяйственных задач. Исходя из этого место каждого показателя в составе их системы должно определяться его способностью выражать цели плана и средства их достижения. Главенствующими при этом являются показатели, наиболее полно отражающие основные социально-экономические задачи и конечные результаты хозяйственной деятельности. Эти показатели предопределяют в общих чертах структуру системы как расчетных, так и утверждаемых показателей в целом. При распределении функций между показателями необходимо также в соответствии с принципом демократического централизма обеспечить правильное сочетание централизованного планового руководства с развитием инициативы и самостоятельности подчиненных звеньев управления. Это означает, в частности, что директивные показатели в зависимости от степени их значимости и уровня агрегации должны быть распределены по всем ступеням иерархии планового руководства.

В России сложились необходимые и достаточные предпосылки для индикативного планирования, связанные с традициями долгосрочного планирования, а также со зреющим в среде управленцев пониманием императивности активного государственного воздействия на экономику.

Какие основные доводы приводятся в пользу необходимости активного государственного вмешательства в социально-экономические процессы российской экономики?

По утверждению сторонников активного государственного регулирования экономических процессов государственные органы должны особое внимание обратить на проведение долгосрочной структурно-инвестиционной политики. Эта функция государства считается самой важной в стратегическом отношении. Большинство ведущих специалистов считает, что роль государства усиливается именно в ситуациях, когда намечаются стратегические перемены в области науки и технологии, крупномасштабные преобразования производства, т.е. крупные структурные сдвиги в экономике. Поэтому государство должно определить приоритеты раз-

не будет рассматривать вариант плана с инструментами активного государственного вмешательства в экономические процессы. Такой вариант Центр может «заказать» научным организациям или группам ученых, занимающихся прогнозированием, для того, чтобы еще раз убедиться и убедить население страны (электорат), к каким негативным последствиям приведет кардинальная смена экономической политики, той экономической платформы, с которой данный Центр пришел к власти.

Какие основные доводы приводятся в пользу необходимости активного государственного вмешательства в социально-экономические процессы российской экономики? . . . .54

В России сложились необходимые и достаточные предпосылки для индикативного планирования, связанные с традициями долгосрочного планирования, а также со зреющим в среде управленцев пониманием императивности активного государственного воздействия на экономику.

• нре идеей относительной нестабильности капиталистической эко-(> номики, ввиду объективной невозможности активного государственного вмешательства. Новая концепция государственных финансов, по-

Совокупные объемы централизованных денежных фондов современного капиталистического мира в среднем составляют от 30 до 50% ВВП (по промышленно-развитым странам). В частности, только через федеральный бюджет США в 1998 году прошло 1568 млрд долл. по доходам, т. е. около 20% ВВП . Таким образом, потенциальная возможность регулирования движения всех осщьних денежных потоков и влияние на условия формирования л*й6ь!Х других денежных фондов заложена в самой количественной характеристике современных государственных финансов. Правда, такие их масштабы.—качество совсем не свойственное финансам развивающегося мира, а также стран переходной экономики. Там соответствующие цифры гораздо . скромнее, порядка 11-17% ВВП (в России в 1998 году —12,97%)2. Но эти цифры как раз и констатируют факт недостаточно активного государственного вмешательства. В одной из своих последних работ «Послевоенная экономика США» Э. Хансен (один из самых видных западных теоретиков) писал: «Укажите мне на страну с низким уровнем общественных расходов, и я вам назову страну с низким уровнем жизни» . Далее он отметил: «Даже в Соединенных Штатах, как подсчитано, 100 долл., вложенные в дело образования, вызовутболее высокий рост производительности труда, чем 100 долл., вложенные в

Хотя государство прямо или косвенно контролирует около 60% выработки электроэнергии в ФРГ, электроэнергетика не является объектом активного государственного регулирования как, например, в Великобритании, Франции или Италии. Решения о выборе объектов капиталовложений здесь принимаются преимущественно электроснабжающими компаниями на частнокоммерче-ской основе. Руководство этих компаний взяло курс на широкое строительство АЭС лишь после того, как их экономическая перспективность стала очевидной.

Началась переоценка ценностей, поиск новых рецептов. Был выдвинут лозунг «Назад к Смиту», что означало отказ от методов активного государственного вмешательства в экономику. Немаловажное влияние в процессе разработки новой концепции и пересмотра экономической политики получили рекомендации монетаристов. Хотя их лидер американец Милтон Фридмен (р. 1912) опубликовал свои основные работы еще в 50-х гг., признание и популярность его теория получила позднее. Напомним, что экономический курс, называемый рейганомикой, в значительной степени опирался на взгляды монетаристов.


Большие издательства, например, имеют отдельные подразделения, занимающиеся литературой для взрослых (общего чтения), юношеской литературой, учебниками для высшей и средней школы. Каждое из этих подразделений ориентируется на своего покупателя и действует как практически независимая компания. Следовательно, каждое из них имеет свой редакторский отдел, отделы маркетинга и финансов, производственный отдел. Другой пример активного использования организационной структуры, ориентированной на потребителя, — это коммерческие банки. Основные группы пользующихся их услугами — это индивидуальные клиенты (частные лица), фирмы, организации (пенсионные фонды или университеты), трастовые фирмы, банки-корреспонденты (другие банки), международные финансовые организации. Орга-

Но, говоря о необходимости активного использования других источников энергии, нельзя, на наш взгляд, искусственно создавать атмосферу тревоги в связи с якобы близкими сроками исчерпания запасов нефти и газа.

Но, говоря о необходимости активного использования других источников энергии, нельзя, на наш взгляд, искусственно создавать атмосферу тревоги в связи с якобы близкими сроками исчерпания запасов нефти и газа.

Различная привлекательность разных участков и разных горных предприятий для возможных инвесторов и акционеров связана, в первую очередь, с величиной дифференциальной горной ренты. А первопричиной ее различий является большое разнообразие (дифференциация) условий их работы, во многом предопределяющих разную их рентабельнось, уровень возможных дивидендов и другие важнейшие показатели работы акционерных обществ. Переход к свободным ценам на МС дает возможность активного использования дифференциальной горной ренты в качестве основы для перераспределительных платежей и отчислений от выручки предприятий, работающих в лучших природных условиях, — акцизов.

Производительность труда — один из главных показателей, характеризующих результаты деятельности предприятий. В ней находят концентрированное отражение уровень организации производства, степень совершенства техники и технологии производства и активного использования природных ресурсов.,] ^Закон повышения производительности труда действует на всех ступенях развития общественного производства^ Не-твлько лри -содвадизме в связи с коренными изменениям^ характера производства, направленными на обеспечение неуклонного роста благосостояния всех членов общества, обеспечиваются наиболее высокие темпы роста производительности труда./ В. И. Ленин на заре становления Советской власти писал:' «Производительность труда, это, в последнем счете, самое важное, самое главное для победы нового общественного строя... Капитализм может быть окончательно побежден и будет окончательно побежден тем, что социализм создает новую, гораздо более высокую производительность труда» 1. «Коммунизм есть высшая, против капиталистической, производительность труда добровольных, сознательных, объединенных, использующих передовую технику, рабочих»2.

Развитие товарно-денежных отношений в России привело к формированию насыщенного товарами рынка. Усиление конкурентной борьбы ускорило состязательность рыночного процесса, что, в свою очередь, создало условия для активного использования маркетингового подхода к решению управленческих и производственно-сбытовых задач. В условиях Российской Федерации центры хозяйствования все заметнее перемещаются на уровень регионов, экономическая самостоятельность которых в переходный период будет расти. В этой связи важная роль отводится построению маркетинговых каналов распределения продукции предприятий, так как каждое предприятие функционирующее в рыночной среде, должно самостоятельно решать вопросы не только внутренней организации, но и всей совокупности связей с внешней средой.

При рассмотрении путей обеспечения ускорения были сделаны определенные шаги в сторону более активного использования рыночных механизмов: преодоление диктата производителя над потребителем, изживание дефицита, усиление воздействия потребителя на технический уровень и качество продукции и др. При этом рыночным аспектам отводилась второстепенная, подсобная роль. Не рынок, не стихийные силы, а, прежде всего, план должен определять основные стороны развития экономики.

Прежде всего — это диспропорциональность, или несбалансированность, государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците государственного бюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в центральном эмиссионном банке страны, другими словами, за счет активного использования «печатного станка», это приводит к росту массы денег в обращении, а, следовательно, повышению уровня цен.

Характер поставленных задач указывал на необходимость самого активного использования методов экономического анализа, дальнейшего совершенствования самих методов. Этому способствовала и организационная перестройка в отношении методического регулирования аналитических разработок. В середине 30-х годов методическое руководство бухгалтерским учетом и экономическим анализом было сосредоточено в едином центре — Народном комиссариате финансов. В 1938г. Наркомфин опубликовал Методические указания по проверке и анализу финансовыми органами балансов и годовых отчетов предприятий, а в 1940г. — сборник «Консультации по вопросам проверки и анализа годовых отчетов и балансов хозорганизаций». Организующее воздействие Наркомфина сказалось не только на аналитической практике, но и на разработке теоретических проблем объединенными усилиями научных работников, тем более что их ряды пополнялись в то время преимущественно бухгалтерами.

Характер поставленных задач указывал на необходимость самого активного использования методов экономического анализа, дальнейшего совершенствования самих методов. Этому способствовала и организационная перестройка в отношении методического регулирования аналитических разработок. В середине 30-х годов методическое руководство бухгалтерским учетом и экономическим анализом было сосредоточено в едином центре — Народном комиссариате финансов.чВ 1938г. Наркомфин опубликовал Методические указания по проверке и анализу финансовыми органами балансов и годовых отчетов предприятий, а в 1940г. — сборник «Консультации по вопросам проверки и анализа годовых отчетов и балансов хозорганизаций». Организующее воздействие Наркомфина сказалось не только на аналитической практике, но и на разработке теоретических проблем объединенными усилиями научных работников, тем более что их ряды пополнялись в то время преимущественно бухгалтерами.

Свидетельство невозможности для банка произвести срочную выплату немедленно имеется: "Надо стараться не походить на худых менял. Они радуются, принимая от людей деньги и считая их собственными; когда же их требуют обратно, они негодуют, считая, что им наносится ущерб. Менялы забывают, что они приняли вклады с условием не воспрещать вкладчикам вынимать свой капитал по желанию" [6, N 519]. Хотя эти отава и сказаны в осуждение банкиров, они одновременно подтверждают практику активного использования открытых вкладов. Вполне возможно, что банкиры чрезмерно увлекались этим в ущерб вкладчикам, не оставляя в резерве достаточных сумм, что влекло за собой банкротства.


Американской литературе Американского института Американского менеджмента Американскую экономику Амортизация основного Амортизации амортизационные Амортизации нематериальных Амортизации применяется Амортизации устанавливаются Абсолютном исчислении Амортизацию оборудования Амплитуда колебаний Аналитический показатель вывоз мусора снос зданий

Яндекс.Метрика